Доступная среда Версия для слабовидящих
Камышинский технологический институт
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Волгоградский государственный технический университет»
Образование Об институте Наука
Новости

Новости института

«Российская газета: Неделя»: Иван и «Гелиос»

Про таких людей, как молодой инженер из города Камышина Волгоградской области Иван Богданов, говорят – Кулибин. Правда, в отличие от знаменитого механика-самоучки, знания Ивана основаны на прочном научном фундаменте. Именно теоретическая подготовка позволила ему выносить и воплотить на практике идею изобретения – первого в России велосипеда на солнечных батареях.

– Еще когда я был студентом, на одной из конференций мой будущий научный руководитель, доцент Владимир Галущак, предложил заняться проектом создания транспорта на бестопливном двигателе, – рассказывает Иван Богданов. – Сказать, что разрабатывал идею с нуля, не могу: в институте над ней уже работали студенты, наработки были.

Но именно изобретению Ивана суждено было шагнуть с монитора компьютера в реальную жизнь и воплотиться в опытном образце. В 2013 году талантливый студент выиграл грант конкурса «Умник», 400 тыс. рублей, на создание готовой модели – изобретатель назвал ее «Гелиос».

Собственно, велосипеды с электроприводом – не новость. Они уже давно присутствуют на рынке, главным образом китайского производства. «Фишка» в том, что при езде на таком велосипеде не нужно крутить педали. Правда, такой агрегат постоянно требует подзарядки от обычной розетки. И если в городе это не проблема, то в чистом поле толку от электрического мотора не много.

– При использовании электровелосипедов возникают две проблемы: это дальность хода без подзарядки, которая ограничена, как правило, 40-60 км; и проблема использования агрегата – далеко не все умеют ездить на велосипедах, – рассказывает Иван Богданов.

Обе эти проблемы Иван разрешил. Его ноу-хау в том, что электродвигатель он соединил с солнечной батареей. То есть его велосипед двигается благодаря энергии солнца, солнечному свету. Уж чего-чего, а этого добра в летней волгоградской степи хватает. Велосипед катится – аккумуляторы заряжаются от солнца. Красота!

– За основу мы взяли трехколесную базу, – рассказывает Иван о своем детище. – У меня нет точной статистики, но, по моим ощущениям, около трети населения России не умеют держать равновесие на обычном двухколесном велосипеде. Кроме того, использование трехколесной базы позволяет сделать велосипед грузовым – на нем можно перевозить различные грузы массой до 100 кг.

В итоге велосипед выглядит как трехколесная повозка с седлом и педалями, да еще и с «крышей» – это и есть солнечная батарея. Звучит жутко, выглядит забавно, ездит бодро.

По словам изобретателя, это идеальный транспорт для передвижения по территории промышленных предприятий, занимающих порой площадь в несколько гектаров, технопарков, обычных парков, садов. Пригодится он и для сельской местности. Но, как считает Иван, настоящим звездным часом «Гелиоса» может стать чемпионат мира по футболу-2018: велосипед на солнечных батареях пригодился бы организаторам и волонтерам, обслуживающим мундиаль.

На День России Иван и его команда устроили «Гелиосу» масштабные испытания: решили проверить, какое максимальное расстояние сможет преодолеть велосипед за один день. Иван отправился на нем из Камышина в райцентр Иловля Волгоградской области.

– В первый день мы выехали из города в 12:30 и ехали до 9 вечера. В 7 вечера солнце скрылось за облаками, но накопленной за день энергии хватило еще на два часа работы. В итоге велосипед преодолел 130 км. На следующий день мы выехали около полудня и уже к трем часам дня были в Иловле, проехав еще 55 км.

Средняя скорость велосипеда – 25 км в час, максимальная – 35 км. Выше развивать, говорит Иван, наши дороги не позволяют.

– Зачем твоему велосипеду вообще педали нужны, если он так бодро ездит на солнечной энергии? – спрашиваю.

– Хороший вопрос, – смеется Иван. – Дело в том, что любое транспортное средство, независимо от того, на каком двигателе работает, в момент, когда трогается с места, теряет 40% своей энергии. Я же борюсь за каждый киловатт. Поэтому педали нужны, чтобы велосипед тронулся с места. Ну и потом, во время поездок, я понемногу их подкручиваю – это дополнительно дает до 50 Вт.

Сейчас Иван Богданов использует «Гелиос» вместо личного автомобиля для передвижения по Камышину. Парень на трехколесном велосипеде с крышей превратился уже в местную знаменитость. Сам он надеется, что его изобретение из камышинской экзотики со временем превратится в «ширпотреб». И кто знает, может, это, и правда, его, инженера Ивана Богданова, личная «идея на миллион»? Тем более что у Ивана уже все готово для выпуска машины под заказ.

 

Автор: Ксения Бурменко

Источник: http://www.rg.ru/2015/07/02/velosiped.html