Наименование дисциплины | Разработчик курса | Описание |
Аналитическое программное обеспечение |
Панфилов Александр Эдуардович |
Цель изучения дисциплины: в основу курса положено изучение методов аналитической обработки сверхбольших объемов информации, накапливаемой в современных хранилищах данных, а также приобретение соответствующих навыков в практическом использовании методов математической статистики и машинного обучения для решения задач статистической обработки данных.
Задачи изучения дисциплины:
- изучение стадий и действий интеллектуального анализа данных;
- изучение предметно – ориентируемых аналитических систем;
- изучение статистических пакетов;
- изучение нейронных сетей;
- изучение программ и систем, создающих иерархическую структуру вида дерева;
- изучение систем эволюционного программирования.
Основные разделы дисциплины:
- Классы систем Data Mining.
- Предметно – ориентируемые аналитические системы.
- Статистические пакеты.
- Корреляционный анализ (нахождение статистической связи между 5. процессами). (разбиение объектов на классы).
- Нейронные сети.
- Система генетического алгоритма.
- Деревья решений Decision Tree.
- Алгоритмы ограниченного перебора. Система эволюционного программирования.
|
Архитектура ЭВМ |
Заставной Михаил Иванович |
Цель изучения дисциплины: профессионал в области информационных технологий помимо понимания сущности информации и алгоритмов должен знать принципы построения ЭВМ и устройств, обеспечивающих ввод/вывод, хранение и обработку информации.
Использование этих знаний, практические навыки, полученные при изучении дисциплины «Архитектура ЭВМ», позволят эффективно организовать взаимодействие программного обеспечения и аппаратуры ЭВМ.
Задачи изучения дисциплины:
- ознакомление студентов с архитектурными особенностями организации ЭВМ различных классов;
- дать представление о тенденциях развития современных ЭВМ и вычислительных систем;
- рассмотреть общие принципы работы ЭВМ, периферийных устройств и организации вычислительного процесса;
- научить студента самостоятельно определять нужную конфигурацию ЭВМ в зависимости от решаемых задач;
- показать особенности организации вычислений и программного взаимодействия с учетом архитектуры ЭВМ;
- дать практические навыки работы с различными видами периферийных устройств.
Основные разделы дисциплины:
- Архитектура и принципы построения ЭВМ.
- Архитектура системы команд.
- Структурная и функциональная организация ЭВМ.
- Организация шин.
- Организация памяти ЭВМ.
- Прерывания в ЭВМ.
- Организация ввода/вывода.
- Периферийные устройства.
- Архитектура современных процессоров.
- Архитектура параллельных вычислительных систем (ВС).
|
Базы данных |
Заставной Михаил Иванович |
Цель изучения дисциплины: ознакомить студентов с понятиями и методами теории и технологии баз данных, а также привить студентам навыки практической работы в СУБД.
Задачи изучения дисциплины:
- освоение базовых понятий баз данных;
- дать представление о моделях данных, методах обработки данных, порядке и этапах проектирования баз данных;
- рассмотреть современные СУБД и их применение для решения различных задач по хранению и управлению данными;
- на практике показать возможности современных реляционных СУБД (на примере Microsoft Access).
Основные разделы дисциплины:
- Введение. Историческая справка о развитии информационных систем. Файловые системы. Концепция баз данных.
- Назначение и основные компоненты систем баз данных.
- Понятие систем управления базами данных. Архитектура и функции СУБД. Обзор и классификация современных СУБД.
- Модели данных: иерархическая, сетевая, реляционная, постреляционная, многомерная, объектно-ориентированная.
- Теория реляционных баз данных. Базовые понятия реляционных БД. Схема отношения. Понятия схемы и подсхемы. Фундаментальные свойства отношений.
- Целостность и сохранность баз данных. Ограничения (правила) целостности, их классификация. Стратегии поддержания ссылочной целостности. Защита баз данных.
- Язык манипулирования данными для реляционной модели. Реляционная алгебра. Классические теоретико-множественные и специальные операции. Классификация реляционных операций. Реляционное исчисление.
- Элементы языка SQL. Понятие языка данных. Стандартизация SQL. Встроенный и динамический SQL. Классификация операторов SQL. Синтаксис и порядок выполнения оператора выборки SELECT. Примеры использования. Реляционная полнота SQL.
- Проектирование реляционных баз данных. Уровни представления баз данных. Архитектура ANSY/SPARC. Жизненный цикл систем баз данных. Методология поэтапного проектирования. Проектирование методом нормальных форм. Семантическое моделирование данных (использование модели «сущность-связь»).
- Нормализация реляционных баз данных. Зависимости между атрибутами. Понятие функциональной зависимости (ФЗ). Полное множество ФЗ. Аксиомы Армстронга. Транзитивные и многозначные зависимости. Аномалии обновления данных. Первая, вторая и третья нормальные формы. Алгоритм нормализации. Декомпозиция отношений. Теорема Хеза.
- Физическая организация БД. Понятие хеширования. Индексы и хешфункции. Хешированные, индексированные файлы.
- Создание и модификация баз данных. Поиск, сортировка, индексирование баз данных. Создание форм и отчетов.
|
Введение в направление |
Крушель Елена Георгиевна |
Цель изучения дисциплины: системное представление профиля подготовки «Автоматизированные системы обработки информации и управления» направления 09.03.01 – «Информатика и вычислительная техника», их взаимосвязи, содержания подготовки, возможных местах работы выпускников, направлений дальнейшего повышения квалификации (магистратура, аспирантура, докторантура).
Задачи изучения дисциплины:
- знакомство студентов с профилирующей кафедрой и возможными направлениями будущей работы выпускников;
- современное состояние и тенденции развития направления;
- взаимосвязь изучаемых предметов и влияние их на квалификацию будущего выпускника;
- возможности самостоятельной работы в изучаемом направлении;
- методология самостоятельной работы и взаимосвязь ее с направлениями работы профилирующей кафедры;
- возможности участия студента в самостоятельном достижении высоких результатов на региональном, федеральном и международном уровне
Основные разделы дисциплины:
- Перечень и взаимосвязь дисциплин, изучаемых в процессе бакалаврской подготовки.
- Обзор цикла дисциплин, связанных с программированием и системным программным обеспечением: «Основы программирования», «Проектирование и разработка программного обеспечения», «Машинно-зависимые языки», «Основы системного программного обеспечения», «Операционные системы», «Основы трансляции».
- Обзор цикла дисциплин, связанных с техническими средствами вычислительной техники: «Архитектура ЭВМ», «Сети и телекоммуникации».
- Обзор цикла дисциплин, связанных с прикладным программным обеспечением: «Базы данных», «Компьютерная графика», «Защита информации», «Системы управления знаниями».
- Обзор цикла дисциплин, связанных с моделированием и системами автоматизированного управления: «Системный анализ», «Теория принятия решений», «Введение в проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления», «Основы систем управления ресурсами предприятия», «Основы теории автоматизированного управления».
- Принципы организации самостоятельной работы студентов и научно-исследовательской работы студентов.
|
Введение в проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления |
Степанченко Илья Викторович |
Цель изучения дисциплины:
- ознакомить студентов с базовыми категориями и понятиями автоматизированных систем управления;
- привить студентам интерес к объекту их будущей профессиональной деятельности;
- ознакомить с возможностями пакетов программ для разработки АСОИУ.
Задачи изучения дисциплины:
- освоение базовых понятий теории проектирования автоматизированных систем обработки информации и управления (АСОИУ);
- ознакомление с видами обеспечений АСОИУ;
- ознакомление с принципами проектирования АСОИУ. Стадии и этапы проектирования;
- освоение программных средств разработки АСОИУ;
- ознакомление с примерами высокоэффективных АСОИУ различных типов (АСУ технологическими процессами; АСУ организационного типа; АРМы; «Автоматизированные обучающие системы»).
Основные разделы дисциплины:
- Основные понятия управления и автоматизированных систем обработки информации и управления.
- Классификация АСОИУ.
- Структура и функциональные возможности АСОИУ.
- Ознакомление с методикой разработки АСОИУ.
- Виды обеспечений АСОИУ.
- Программные среды для разработки АСОИУ.
- Примеры автоматизированных систем обработки информации и управления.
|
Защита информации |
Степанченко Ольга Владимировна |
Цель изучения дисциплины: обучение студентов теоретическим и практическим методам защиты информации, представленной в электронном виде и повышение профессионального уровня студентов как будущих программистов за счет ознакомления с программными продуктами для хранения и преобразования информации с целью ее защиты от несанкционированного доступа.
Задачи изучения дисциплины:
- получение представления об источниках, рисках и формах атак на информацию, политике безопасности, стандартах безопасности;
- получение знаний о криптографических моделях, алгоритмах шифрования;
- получение знаний о моделях безопасности основных операционных систем, администрировании сетей, алгоритмах аутентификации пользователей;
- получение знаний о многоуровневой защите корпоративных сетей, требованиях к комплексным системам защиты информации.
Основные разделы дисциплины:
- Основные понятия защиты информации.
- Криптографические методы защиты.
- Симметричные криптосистемы.
- Асимметричные криптосистемы.
- Многоуровневая защита корпоративных сетей.
- Стенографические методы скрытия информации.
|
Информатика |
Огар Татьяна Петровна |
Цель изучения дисциплины:
- ознакомить студентов с базовыми категориями и понятиями информатики и информационных технологий;
- привить студентам навыки практической информатики.
Задачи изучения дисциплины:
- освоение базовых понятий информатики;
- обзор прикладных задач информатики (информационные технологии, программная инженерия, Web-технологии);
- освоение элементов инструментария информатики (табличного процессора, пакета программ для математических и инженерных расчетов);
- повторение и закрепление знаний по информатике и информационным технологиям, полученных в средней школе (в форме самостоятельной работы студентов по индивидуальным заданиям, содержание которых аналогично задачам единого государственного экзамена по информатике).
Основные разделы дисциплины:
- Основные понятия и определения.
- Информационный ресурс и его составляющие.
- Информационные и сетевые технологии.
- Организация ЭВМ.
- Структуры данных и двоичная арифметика.
- Информационные основы работы компьютера.
- Парадигмы и принципы программирования.
- Понятие и свойства алгоритма.
- Перспективы развития информатики и информационных технологий.
- Практическая информатика.
|
Компьютерная графика |
Степанченко Илья Викторович |
Цель изучения дисциплины: обучение студентов методам работы с изображением на дисплее и их теоретическим основам.
Задачи изучения дисциплины:
- рассмотрение теоретических основ построения изображений на экране (аффинные преобразования, машинное построение различных видов проекций трехмерных объектов);
- рассмотрение методов повышения реалистичности изображений (удаление невидимых линий, закрашивание);
- изучение специальных (растровых) алгоритмов для повышения быстродействия при работе с графическими объектами;
- разработка и программирование сценариев обработки графической информации (на любом языке программирования, например, C#);
- изучение принципов построения современных графических систем и этапов обработки графической информации.
Основные разделы дисциплины:
- Краткий обзор истории развития компьютерной графики.
- Аффинные преобразования на плоскости и в пространстве.
- Построение проекций.
- Растровые алгоритмы в компью¬терной графике.
- Удаление невидимых линий и поверхностей в изображениях на экране.
- Технические средства и графические стандарты компьютерной графики.
- Дополнительные вопросы компьютерной графики.
|
Лингвистическое и программное обеспечение систем |
Харитонов Иван Михайлович |
Цель изучения дисциплины: изучение и практическое освоение способов организации программного обеспечения систем, технологий структурного и объектно-ориентированного программирования, теоретических основ и методов разработки трансляторов языков программного обеспечения систем.
Задачи изучения дисциплины:
- освоение основных способов построения транслирующих программ;
- освоение основных способов формального определения синтаксиса языка;
- изучение студентами основ проектирования синтаксических анализаторов и методов грамматического разбора;
- изучение студентами организации программного обеспечения систем;
- освоение типовых структур описания абстрактных данных;
- освоение методов программной обработки данных;
- развитие умений использования языка программирования для написания трансляторов, программ обработки математических структур;
- развитие умений в разработке трансляторов на основании формального определения заданного языка.
Основные разделы дисциплины:
- Введение. Организация программного обеспечения систем. Основные понятия лингвистического обеспечения.
- Введение в язык программирования. Структура и состав языка программирования.
- Структура и основные типы транслирующих программ.
- Методы формального определения синтаксиса языка.
- Регулярные грамматики и лексический анализ.
- Контекстно-свободные грамматики и синтаксический анализ.
- Формирование постфиксной записи и генерация кода.
- Классификация языков проектирования систем. Основы языка разработки аппаратуры вычислительных систем.
- Программирование математических структур и методы программной обработки данных.
- Введение в технологии структурного и объектно-ориентированного программирования.
|
Математическая логика и теория алгоритмов |
Харитонов Иван Михайлович |
Цель изучения дисциплины: развитие способностей, позволяющих преодолевать трудности, возникающие при решении профессиональных задач. Эта цель включает в себя:
- развитие способностей аксиоматизации предметной области. Использование аппарата метатеорий для обоснования используемого формального аппарата решения задачи;
- понимание принципов логического программирования, отличных от принципов построения императивных программ;
- развитие логического мышления, приобретение навыков доказательства;
- умение оценивать сложность решаемых задач и, в связи с этим, применение адекватных алгоритмов решения задачи;
- умение ставить цели, выбирать более эффективные алгоритмы и программы, удовлетворяющие необходимым критериям.
Задачи изучения дисциплины: для успешного применения аппарата изучаемого курса в решении задач вычислительной техники и технологии, задач других общенаучных и общетехнических дисциплин студент должен знать:
- понятийную основу изучаемого математического аппарата;
- методы и алгоритмы решения основных задач данного курса.
Студент должен уметь:
- формализовать высказывания на язык логики;
- работать с таблицами истинности и формулами алгебры логики;
- использовать эквивалентные преобразования, правила замены, подстановки и принцип двойственности;
- преобразовывать полином двоичной алгебры логики в совершенные нормальные формы;
- минимизировать функции алгебры логики;
- производить анализ и синтез релейно-контактных схем;
- использовать мультипликативные методы доказательства теорем и метод таблиц истинности;
- доказывать теоремы формального исчисления;
- доказывать теоремы по методу резолюций;
- пользоваться теоремой дедукции;
- приводить предикатные формулы к предваренной и сколемовской стандартным формам;
- использовать эквивалентные преобразования над кванторами;
- строить функции принадлежности;
- использовать нечеткую арифметику;
- использовать методы приближенного доказательства теорем;
- использовать принцип логического следствия и принцип нечеткого соответствия;
- применять модели алгоритмов к реальным задачам;
- определять временную сложность и эффективность алгоритма.
Основные разделы дисциплины:
- Логика высказывания.
- Формальные системы.
- Логика предикатов.
- Альтернативная логика.
- Алгоритмическое моделирование.
- Теория сложности.
|
Машинно-зависимые языки |
Привалов Олег Олегович |
Цель изучения дисциплины: освоение студентами начальных основ программирования на языке ассемблер.
Дополнительные цели преподавания:
- приобретение навыков в формализации инженерных задач;
- подготовку студентов к использованию ЭВМ при выполнении работ в ходе изучения других дисциплин.
Задачи изучения дисциплины:
- ознакомление студентов с организацией и устройством регистров микропроцессоров фирмы Intel;
- рассмотрение принципов построения структур данных и с организацией хранения и обработки данных в языке ассемблера;
- получение студентами практических навыков написания, отладки и компиляции программ на языке ассемблера;
- рассмотрение общих вопросов организации взаимодействия между программой и системными функциями на уровне прерываний.
Основные разделы дисциплины:
- Архитектура персонального компьютера.
- Структура программы на ассемблере.
- Система команд микропроцессора.
- Команды обмена данными.
- Арифметические команды.
- Логические команды.
- Команды передачи управления.
- Строковые команды.
- Сложные структуры данных.
- Макросредства языка ассемблера.
- Модульное программирование.
- Прерывания.
|
Методы оптимизации |
Степанченко Ольга Владимировна |
Цель изучения дисциплины: знакомство студентов с методами и алгоритмами нахождения оптимальных решений различного рода задач.
Задачи изучения дисциплины:
- освоить постановки задач оптимизации, возникающие в различных отраслях знаний (в экономике, технике, на производстве и т.п.);
- подробно изучить подходы к решению оптимизационных задач;
- ознакомиться с основными задачами и методами математического программирования (линейное программирование, нелинейное программирование без ограничений, нелинейной программирование с ограничениями-равенствами);
- рассмотреть примеры использования методов оптимизации в экономике, технике и управлении производством;
- приобрести практические навыки в использования основных типов информационных систем и прикладных программ общего назначения для решения с их помощью практических задач оптимизации.
Основные разделы дисциплины:
- Основные понятия теории оптимизации и примеры прикладных задач, формулируемых в оптимизационных терминах.
- Линейное программирование (ЛП).
- Методы безусловной минимизации и их применение.
- Методы решения задачи оптимизации с ограничениями равенствами. Функция Лагранжа.
- Задачи целочисленного программирования.
|
Мобильные и встраиваемые операционные системы |
Степанченко Ольга Владимировна |
Цель изучения дисциплины: изучение основ архитектуры операционных систем (ОС) для встраиваемых и мобильных устройств, их пользовательского и программного интерфейса.
Задачи изучения дисциплины:
- изучение подсистем управления процессами, памятью, устройствами ввода-вывода мобильных и встраиваемых ОС;
- изучение коммуникационных возможностей современных систем;
- получение навыков разработки программного обеспечения для операционной системы Android.
Основные разделы дисциплины:
- Классификация и характеристики современных встраиваемых и мобильных ОС.
- Семейство ОС Windows Embedded.
- Функции и режимы работы мобильных и встраиваемых ОС.
- Архитектура современных мобильных и встраиваемых ОС.
- Основы мобильной архитектуры MeeGo.
- Пользовательский и программный интерфейс ОС Linux.
- Пользовательский и программный интерфейс ОС семейства Windows Mobile.
- Пользовательский и программный интерфейс ОС Android.
- Пользовательский и программный интерфейс ОС iOS.
|
Моделирование систем |
Панфилов Александр Эдуардович |
Цель изучения дисциплины: обучение студентов методам решения задач на определение оптимальных соотношений параметров различных систем, подготовку его к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, развитие навыков разработки и использования моделей для описания и прогнозирования различных явлений, их качественного и количественного анализа.
Задачи изучения дисциплины:
- получения представления о математическом моделировании;
- получение знаний о математических моделях простейших систем и процессов в естествознании и технике;
- получение знаний об основных классах моделей и методах моделирования, принципах построения моделей процессов, методах формализации, алгоритмизации и реализации моделей на ЭВМ;
- получение знаний по автоматизации моделирования информационно-вычислительных систем с помощью имитационного подхода с использованием диалоговых режимов и баз данных моделирования;
- исследование модели с учетом ее иерархической структуры и оценивание пределов применимости полученных результатов.
Основные разделы дисциплины:
- Основные понятия теории моделирования сложных систем.
- Построение имитационных моделей систем.
- Статистическое моделирование систем на ЭВМ.
- Типовые математические схемы моделирования.
- Формализация и алгоритмизация процессов функционирования систем.
- Инструментальные средства моделирования систем. Языки моделирования.
- Планирование экспериментов по имитационному моделированию систем.
- Перспективы развития машинного моделирования сложных систем.
|
Мультимедийные технологии |
Харитонов Иван Михайлович |
Цель изучения дисциплины: формирование устойчивых знаний, умений и навыков работы с мультимедиа технологиями.
Задачи изучения дисциплины:
- изучение теоретических и информационно-технологических основ систем мультимедиа (базовые элементы мультимедиа, комплекс требований к характеристикам аппаратных и инструментальных средств мультимедиа, этапы разработки проекта мультимедиа, инструментальные средства авторских систем мультимедиа);
- формирование умений и навыков работы с мультимедиа технологиями (для создания, обработки и компоновки стандартных форматов файлов текстовой, графической, звуковой, видео информации, методы 2-х и 3-х мерной анимации и объединять информационные объекты пользовательским интерфейсом на единой аппаратно-инструментальной платформе компьютера в локальной или глобальной сети Internet);
- выработка практических навыков работы с мультимедиа технологиями для разработки мультимедиа-приложений, включая создание проекта и сценарные методы его практической реализации.
Основные разделы дисциплины:
- Введение.
- Терминологические и понятийные основы мультимедиа технологий.
- Аппаратно-программные средства обеспечения мультимедиа технологий.
- Этапы и методы разработки проекта мультимедиа-приложения.
- Обзор инструментальных средств мультимедиа.
- Технология создания базовых информационных элементов мультимедиа и их связывание.
|
Обработка экспериментальной информации |
Крушель Елена Георгиевна |
Цель изучения дисциплины:
- ознакомить студентов с принципами и основными методами обработки экспериментальной информации;
- проиллюстрировать области практического применения методов обработки экспериментальной информации;
Задачи изучения дисциплины:
- изучение методов расчета описательных статистик одномерных и многомерных рядов наблюдений;
- получение представлений о методах проверки статистических гипотез;
- ознакомление с методами обработки временных рядов;
- изучение основных методов обработки многомерных экспериментальных данных (корреляционный и дисперсионный анализ; кластерный анализ; факторный анализ);
- освоение возможностей использования распространенных пакетов программ по профессиональной обработке экспериментальной информации;
- рассмотрение и анализ примеров практического применения методов обработки экспериментальной информации.
Основные разделы дисциплины:
- Предварительная обработка одномерных рядов наблюдений
- Теоретические законы распределения непрерывных экспериментальных данных и области практического применения законов распределения
- Теоретические законы распределения дискретных экспериментальных данных и области практического применения законов распределения
- Методы проверки статистических гипотез и примеры их практического использования
- Методы оценки параметров законов распределения экспериментальных данных
- Методы и алгоритмы анализа структуры многомерных данных
- Методы и алгоритмы анализа временных рядов
|
Операционные системы |
Заставной Михаил Иванович |
Цель изучения дисциплины: формирование компетенций обучающегося в области построения, организации, функционирования и использования операционных систем (ОС) ПЭВМ, и их сетевых возможностей.
Задачи изучения дисциплины: приобретение навыков владения методами применения инструментальных средств систем UNIX и Windows; способам создания командных файлов с использованием управляющих конструкций; правилам использования команд управления системой; способам использования электронной справочной службы ОС.
Основные разделы дисциплины:
- Эволюция операционных систем.
- Архитектура операционных систем.
- Управление вычислительным процессом в ОС.
- Управление памятью.
- Ввод-вывод. Файловая система.
|
Основы концептуального проектирования систем |
Привалов Олег Олегович |
Цель изучения дисциплины: приобретение студентами знаний о современных методах проектирование на концептуальном уровне − на уровне первоначального замысла или представления о разрабатываемом объекте (системе).
Задачи изучения дисциплины:
- ознакомление студентов с основами постановки задачи на проектирование и разработки технического задания, методами выполнения начальных стадий проектирования с использованием интуитивного подхода;
- изучение методов инженерного творчества и синтеза, определяющих последующий облик технического решения;
- освоение методов выработки массива вариантов технических и оформительских решений в эскизном проектировании, методов исследования и согласования параметров компонентов технических решений.
Основные разделы дисциплины:
- Введение. Основы концептуального проектирования.
- Структура технического творчества.
- Интуитивный подход к поиску технических решений.
- Основы системного проектирования.
- Морфологический подход к концептуальному проектированию.
- Логико-комбинаторный подход к концептуальному проектированию.
- Онтологии и концептуальное проектирование.
|
Основы программирования |
Панфилов Александр Эдуардович |
Цель изучения дисциплины: приобретение студентом навыков в формализации задач, решение которых предполагается с использованием компьютера на основе языка программирования высокого уровня C#.
Задачи изучения дисциплины:
- получение знаний о структуре и основных конструкциях языка программирования С#;
- получение представления об основных методах и средствах разработки алгоритмов и программ;
- получение знаний о приемах структурного программирования;
- изучение способов записи алгоритма на языке высокого уровня, способов отладки и испытания программ.
Основные разделы дисциплины:
- Процедурное программирование.
- Структурное программирование.
- Объектно-ориентированное программирование.
- Приложения Windows Application.
|
Основы системного программного обеспечения |
Заставной Михаил Иванович |
Цель изучения дисциплины: формирование у студентов профессиональных знаний и навыков системного программиста.
Задачи изучения дисциплины:
- дать представление об особенностях совместного функционирования аппаратных и программных средств ЭВМ;
- ознакомить с особенностями работы современных операционных систем;
- показать на практике особенности организации многозадачного режима в операционных системах.
Основные разделы дисциплины:
- Введение. Предмет и задачи курса.
- Операционные системы (ОС) и среды.
- Управление задачами в ОС.
- Управление памятью в ОС.
- Управление вводом/выводом и файловые системы.
- Интерфейс прикладного программирования.
- Введение в ActiveX и модель COM.
- Составные OLE-документы; управляющие элементы ActiveX.
- Пример современной ОС.
- Программирование в операционной среде.
- Формальные системы и языки программирования, грамматика.
- Трансляторы.
- Современные системы программирования.
|
Основы теории управления |
Крушель Елена Георгиевна |
Цель изучения дисциплины:
- ознакомить студентов с классификацией и основными понятиями теории управления;
- освоить основные подходы к анализу и синтезу систем управления (в том числе микропроцессорных систем управления);
- изучить методы определения характеристик и построения моделей объектов управления;
- освоить типовые линейные и нелинейные законы управления, ознакомиться с исследованием качества управления;
- привить навыки исследования цифровых систем управления.
Задачи изучения дисциплины:
- освоение структурных методов построения математических моделей систем управления;
- знакомство с языками описания процессов управления (во временной и частотной области);
- владение основами анализа систем управления; критерии устойчивости, показатели качества управления;
- подробное изучение типовых линейных и нелинейных законов управления;
- изучение основ синтеза систем управления.
Основные разделы дисциплины:
- Введение. управление и информатика: общие принципы системной организации.
- Технические средства систем управления.
- Языки описания процессов управления, математические модели объектов и систем управления, формы представления моделей.
- Общие свойства систем управления.
- Методы анализа и исследование качества систем управления.
- Методы синтеза систем управления.
- Особенности математического описания цифровых систем управления, анализа и синтеза систем управления с ЭВМ в качестве управляющего устройства.
|
Основы трансляции |
Панфилов Александр Эдуардович |
Цель изучения дисциплины: приобретение студентом навыков в формализации задач, решение которых связано с трансляцией программ, записанных на одном формализованном языке в программы, представленные на другом языке.
Задачи изучения дисциплины:
- получение знаний о формальных средствах описания алгоритмических языков: системы регулярных выражений, контекстно-свободные грамматики, конечные автоматы без памяти и со стековой памятью, форма Бэкуса-Наура, диаграммы Вирта;
- знакомство с алгоритмами лексического, синтаксического и семантического анализа;
- изучение особенностей промежуточных форм представления транслируемой программы;
- изучение методов генерации объектного кода для конкретной целевой машины;
- изучение методов оптимизации транслируемой программы.
Основные разделы дисциплины:
- Введение в курс «Основы трансляции». Задача трансляции. Фазы процесса трансляции.
- Понятие языка. Примеры языков. Понятие грамматики. Порождающая грамматика Хомского. Примеры грамматик. Классификация порождающих грамматик Хомского.
- Автоматные языки и грамматики. Основные определения. Задача трансляции автоматных языков.
- Регулярные множества, регулярные выражения. Алгоритм построения детерминированного автомата. Алгоритм нахождения множества недостижимых состояний конечного автомата. Алгоритм построения минимального конечного автомата. Разрешимые алгоритмические проблемы автоматных языков. Лексический анализ.
- Контекстно-свободные языки. Алгоритмические проблемы контекстно-свободных языков. Нормальная форма Хомского. Нормальная форма Грейбаха.
- Синтаксический анализ.
- Интерпретатор и компилятор: Лексический анализатор, Синтаксический анализатор, Анализатор ошибок, Схемы процесса трансляции.
- Автоматизированные средства разработки трансляторов. TP Lex & Yacc.
|
Проектирование и разработка программного обеспечения |
Привалов Олег Олегович |
Цель изучения дисциплины: получение обучаемыми необходимых компетенций для проектирования программного обеспечения для различных автоматизированных систем, развитие профессиональных навыков практического применения теоретических знаний при решении инженерных задач.
Задачи изучения дисциплины:
- формулирование целей проекта (программы), задач при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, построение структуры их взаимосвязей;
- анализ вариантов и выбор оптимального, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределённости, планирование реализации проектов;
- проектирование архитектуры аппаратно-программных комплексов автоматических и автоматизированных систем контроля и управления;
- выбор средств автоматизации процессов и производств, аппаратно-программных средств для автоматических и автоматизированных систем контроля и управления.
Основные разделы дисциплины:
- Процесс.
- Управление проектом.
- Анализ требований.
- Добавление детальных требований.
- Архитектура программного обеспечения.
- Детальное проектирование.
- Реализация модулей.
- Модульное тестирование.
- Интеграция, валидация и верификация.
- Сопровождение.
|
Сети и телекоммуникации |
Заставной Михаил Иванович |
Цель изучения дисциплины: изучение принципов построения и функционирования комплексов и сетей ЭВМ, протоколов связи и реализующих устройств.
Задачи изучения дисциплины:
- принципы многоуровневой организации сетей ЭВМ;
- принципы построения средств телекоммуникации; протоколов связи на разных уровнях организации открытых вычислительных систем;
- конфигурацию локальных вычислительных сетей и методы доступа в них; Методы оценки производительности локальных и глобальных вычислительных сетей;
- конфигурацию и способы коммутации в глобальных вычислительных сетях.
Основные разделы дисциплины:
- История вычислительных сетей.
- Модель OSI.
- Адресация в вычислительных сетях.
- Свойства и характеристики среды передачи.
- Основные протоколы транспортного и сетевого уровня.
- Кодирование.
- Маршрутизация.
- Стек протоколов TCP/IP.
- Сети с различными топологиями.
|
Системный анализ |
Привалов Олег Олегович |
Цель изучения дисциплины: выработка навыков системного мышления, а также приобретение студентом знаний и опыта для решения задач, связанных с управлением организационными системами – предприятиями, фирмами и регионами, на базе использования методов и моделей современной теории систем.
Задачи изучения дисциплины:
- знакомство с математическим аппаратом современных методов системного анализа;
- знакомство с основными подходами экономического анализа;
- изучение основных типов шкал измерения в системах, показателей и критериев оценки сложных систем, методов качественного и количественного оценивания функционирования систем;
- изучение основ развития систем организационного управления;
- изучение средств математического моделирования сложных систем;
- изучение методов структурного анализа и анализа целей функционирования сложных систем.
Основные разделы дисциплины:
- Основные определения. Классификация сложных систем.
- Виды структурной организации сложных систем.
- Закономерности функционирования и развития сложных систем.
- Цели. Проблемы формулирования. Методики структурирования целей. Анализ.
- Логический анализ структур сложных систем.
- Формальные и неформальные методы моделирования.
- Методы моделирования с применением теории множеств и математической логики.
- Язык формализованного описания задач.
- Аналитические и статистические методы моделирования. Сети Петри.
- Методы моделирования с применением математической лингвистики и семиотики.
- Методы моделирования с применением теории конечных автоматов.
- Методы, качественного моделирования сложных систем.
|
Системы компьютерной математики |
Крушель Елена Георгиевна |
Цель изучения дисциплины:
Стремительное расширение сферы применения компьютеров в математике породило много новых систем программирования, гораздо лучше приспособленных к новым обстоятельствам и возможностям их практического применения.
Среди новых систем программирования можно выделить две группы:
- системы для проведения численных расчетов;
- системы для проведения аналитических (символьных) расчетов.
К первой группе принадлежит, прежде всего, пакет Mathcad фирмы PTC и Scilab. Ко второй группе принадлежит система символьной математики Maple (Waterloo Maple Inc.), позволяющая за короткое время проводить сложные аналитические расчеты на компьютере.
Знакомство с системой Mathcad позволяет студентам не только существенно расширить свои возможности в изучении и глубоком понимании целого ряда дисциплин, но, что еще более важно, применить их в своей будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, целью курса является - знакомство студентов с основными приемами работы в этой системе, с тем, чтобы далее, по мере необходимости, они смогли самостоятельно углубить свои знания и применить их в научно–исследовательской и профессиональной деятельности.
Задачи изучения дисциплины: знакомство с современными математическими пакетами (Scilab, Mathcad) и их основными модулями для решения математических задач.
Основные разделы дисциплины:
- Краткая история развития систем компьютерной математики.
- Решение прикладных математических задач с помощью системы Mathcad.
- Решение прикладных математических задач с помощью системы Scilab.
|
Теоретические основы автоматизированного управления |
Степанченко Ольга Владимировна |
Цель изучения дисциплины: изучение студентом основных понятий теории автоматизированного управления, знакомство с основами построения автоматизированных систем управления различного уровня.
Задачи изучения дисциплины:
- систематизировать знания в области автоматизированного управления, полученные студентами ранее;
- знакомство с автоматизированными системами управления производством, научным экспериментом, обучением, технологическим процессом;
- получение знаний о последовательности разработки автоматизированной системы;
- получение знаний об обеспечивающих подсистемах, информационной технологии проектирования автоматизированной системы.
Основные разделы дисциплины:
- Введение.
- Организационная и функциональная структура «Автоматизированные системы обработки информации и управления».
- Модели и процесс принятия решений.
- Обеспечивающие подсистемы «Автоматизированные системы обработки информации и управления».
- Последовательность разработки автоматизированной системы.
- Информационная технология проектирования автоматизированной системы.
- Примеры автоматизированных систем управления.
|
Теория принятия решений |
Степанченко Ольга Владимировна |
Цель изучения дисциплины: изучение студентом основных понятий системного анализа, методологических основ и основных классов задач теории принятия решений.
Задачи изучения дисциплины:
- получение представления о системном анализе, задачах выбора решений, функции выбора, функции полезности, критериях принятия решений;
- получение знаний о классах задач принятия решений: детерминированные, стохастические, задачи в условиях неопределенности; задачи скалярной оптимизации;
- получение знаний о многокритериальных задачах принятия решений и методах их решения (парето-оптимальность, схемы компромиссов);
- получение знаний о марковских моделях принятия решений; принятии решений в условиях неопределенности».
Основные разделы дисциплины:
- Задачи и методы критериального выбора.
- Задачи математического программирования.
- Модели принятия решений на графах.
- Методы сетевого планирования.
- Марковские модели принятия решений.
- Модели управления запасами.
|